ЗВЁЗДЫ МИРОВОГО ФУТБОЛА.


Франц Беккенбауэр, Герхард Мюллер, Стенли Мэтьюз.
Джордж Бест, Роберт Чарльтон.
Йоханнес Круифф, Гарринча.
Рикардо Замора, Альфредо ди Стефано.
Эйсебио, Пеле.
Лев Яшин.


 << назад       вперед >>

ЙОХАННЕС (ЙОХАН) КРУИФФ (ГОЛЛАНДИЯ)

   Родился 25 апреля 1947 г. В течение 20 лет являлся профессиональным футболистом. Выступал в шести клубах:
   «Аякс», Амстердам (1964 - 1973, 1981 - 1983), «Барселона», Испания (1973 — 1978), «Лос-Анджелес Ацтеке», США (1978- 1979), «Вашингтон Дипломате», США (1980- 1981), «Леванте», Валенсия, Испания (1981), «Фсйеноорд», Роттердам (1983 - 1984).
   Чемпион Голландии (1966, 1967, 1968, 1970, 1972, 1973, 1982, 1983, 1984) и Испании (1974), обладатель Кубка Голландии (1967, 1970, 1971, 1972, 1983, 1984) и Испании (1978). Лучший футболист Голландии 1967 и 1972 гг. Первым из европейских футболистов трижды признавался лучшим на континенте («Золотой мяч»).
   Обладатель КЕЧ (1971, 1972, 1973), СК (1972) и МК (1972).
   За сборную Голландии провел 49 матчей и забил 34 мяча. Бронзовый призер ЧЕ 1976 г., вице-чемпион мира 1974 г. На ЧМ-74 был капитаном голландской сборной. Участвовал во всех 7 матчах и забил 3 гола.
   После того как перестал играть в футбол, занялся административной, а затем и тренерской деятельностью. В 1984 г. работал техническим директором «Роды», в 1985-м — «Аякса». С 1986 по 1988 г. был главным тренером «Аякса». С начала футбольного сезона 1988 г. по 1996 г. тренировал испанскую «Барселону». Четыре раза (1991, 1992, 1993, 1994) руководимые им команды выигрывали чемпионат страны, трижды (1986, 1987, 1990) - Кубок, два раза (1987, 1989)- КОК, по одному разу - КЕЧ (1992) и СК (1992).
   Один только перечень успехов Йохана Круиффа свидетельствует о незаурядности этого блестящего футболиста и тренера.
   Скорость — одно из главных достоинств Круиффа. И не только скорость бега, хотя она и была фантастической (30 метров с места он пробегал за 3,8 секунды), но и скорость мысли, принимаемых решений. Владел он скоростью безукоризненно, меняя неожиданно для соперников на полном ходу направление движения и мгновенно переключая ритм и темп бега.
   Защитник «Барселоны» Марсиал, видимо, вконец замученный на тренировках рывками Круиффа, «жаловался» как-то одному из журналистов: «Кажется, ты его держишь, а он убегает. Ты его догоняешь, а он останавливается, чтобы туг же неуловимым движением бедер придать новое ускорение своему движению».
   Отобрать мяч у Круиффа было очень сложно. Он крепко держался на ногах и умело прикрывал мяч корпусом. Поэтому соперникам ни оттереть его от мяча, ни подобраться к мячу не удавалось. Приходилось нарушать правила. Вспомним, как в финале мирового первенства 1974 года Круифф, овладев мячом на своей половине поля, промчался к воротам немецкой команды, минуя всех попавшихся на его пути соперников, и уже готов был завести мяч в ворота, но в это время его положили на газон.
   Играл «Летучий голландец» (одно из его прозвищ) на всех участках поля и во всех амплуа: хорош он был у своих ворот в отборе, изумителен в середине поля в роли организатора, благодаря прекрасному видению поля, пониманию игры и филигранно точному пасу, ну и на переднем крае атаки был большой мастер — и в обыгрыше, и в ударах, разнообразных и точных.
   Не исключено, что именно Круифф не виданной до тех пор манерой игры и надоумил сначала тренера «Аякса» Ковача, а в большей степени наставника сборной Голландии Михелса привить своим командам «тотальный» футбол.
   То, что делал на поле Круифф, не всегда было понятно. Вернее, чаще всего непонятно даже специалистам, не говоря уже о пишущей братии. Одному из них он объяснял: — Хороший мастер владеет мячом в среднем от 5 до 7 минут. По тому, как он распоряжается оставшимися 83 или 85 минутами, можно судить о его истинном классе. Современный футбол по сути своей — футбол опережения и предвосхищения. Быстро ставьте перед соперником трудные задачи своими перемещениями после того, как отдали мяч. Принимайте решения на ходу, стараясь довести игровую идею до конца. Отвлекайте вратаря и держите его в напряжении, вызывайте неразбериху в обороне соперника, отвлекайте защитников ложными маневрами, словом, влияйте своим авторитетом на ход поединка.
    Если игра Круиффа с мячом была великолепна, оригинальна, восхитительна, талантлива, то без мяча — гениальна. Так в футбол в то время никто не играл. Это уже был футбол будущего. Неспроста ведь его называли футболистом XXI века. Сразу же догнав свою буйную космическую эпоху, Круифф не довольствовался этим и, сумев переключить скорость, обогнал ее.

 

МАНОЭЛЬ ФРАНСИСКО ДУШ САНТУШ, ГАРРИНЧА (БРАЗИЛИЯ)

   (28.10.1933 - 20.01.1983).
  
Играл за «Пау Гранде» (1947 — 1953), «Ботафого», Рио-де-Жанейро (1953 — 1964), «Коринтианс», Сан-Паулу (1965 — 1968), «Атлетико», Колумбия (1968), «Фламенго», Рио-де-Жанейро (1968 - 1969).
   С 1955 по 1966 г. играл за сборную Бразилии (45 матчей и 12 забитых мячей). Чемпион мира 1958 и 1962 гг. Участник ЧМ 1966 г. В финальной стадии ЧМ провел 12 игр, забив в них 5 мячей.
   Когда он родился, врачи не скрывали тревоги: а сможет ли малыш ходить? Необходима была немедленная операция. И несмотря на то что связана она была с немалым риском, родители дали согласие. Операция прошла успешно. Относительно успешно, ибо и результате одна нога оказалась на юсколько сантиметров короче другой. Правда, научившись .одить, он не замечал этого недостатка, а может быть, быстро к нему приспособился. Во всяком случае, он был про-юрнее и быстрее своих сверстников, а во время игры в футбол никто не мог с ним сладить, угнаться за ним. Отсюда. (идимо, и прозвище, прилипшее еще с детских лет (гарринчa — маленькая лесная птичка).
   Уже с 14 лет Гарринча стал играть за команду небольшого городка (в котором родился) Пау Гранде. Там, наверное, 1 прошла бы его жизнь. Но судьба распорядилась иначе. Как-то бывший игрок «Ботафого» Арати, любопытства ради отправившись на стадион Пау Гранде, буквально обомлел, увидев Гарринчу в деле. Арати туг же увозит талантливого юношу в Рио-де-Жанейро и перед тренировкой клуба «Ботафого» представляет тренеру. Когда небольшогороста, щупленький, кривоногий Гарринча появился на ноле, раздался дружный хохот. Смеялись все: зрители, футболисты, журналисты... И только тренер, заметив физический недостаток футболиста (не заметить его было невозможно), довольно жестко произнес: - Калеки нам не нужны.
   Арати стоило немалых трудов уговорить тренера, чтобы от все же проверил кандидата. Туг же был организован тренировочный матч, в котором Гарринче пришлось играть против одного из лучших защитников в истории бразильского футбола Нильтона Сантоса. Когда началась игра, понять было невозможно, кто же кого проверяет. Похоже, Гарринча решил в тот день испытать на знаменитом защитнике весь набор своих уникальных финтов. Испытания прошли весьма успешно. Вконец измочаленный и сконфуженный, Сангос нашел в себе мужество поздравить новичка, после чего он рекомендовал тренеру оставить «каску» в команде. Впрочем, все всё видели сами.
   Сразу после тренировки Гарринча подписал контракт с Ботафого». Это случилось 9 июля 1953 года. Так начался путь в большом футболе одного из самых ярких его представителей. Позже, вспоминая об этом дне, «крестный отец» Гарринчи Нильтон Сантос рассказывал: «Когда он оказался с мячом передо мной, из-за дугообразной формы ног и разной их длины мне показалось, что он финтит. Когда же Гарринча и в самом деле сделал финт, я и вовсе потерял ориентир». Здесь самое время привести слова одного журналиста об этом талантливом футболисте: «Мастерство Гарринчи на грани фантастики... Он делает и с мячом, и с соперником все, что ему вздумается. Он может первоклассного игрока низвести до незавидной роли новичка, неудачника».
   Очень четко подметил журналист: он мог делать все, что хотел, кода был с мячом. Без мяча Гарринча напоминал человека потерянного, случайно оказавшегося на футбольном поле мечтавшего лишь о том, как бы быстрее его покинуть. Он чурался черновой работы, не отходил назад, мало маневрировал без мяча. С мячом же он преображался, превращаясь в блестящего артиста, свободного художника, жонглера, эксцентрика, клоуна, как вам будет угодно. Не зря ведь его называли Чарли Чаплином футбола». Натура артистическая, как истинный бразилец, он отлично знал, что нравится зрителю, и умел ему потрафить. Обвести соперника и убежать от него — это довольно просто и неинтересно. А вот обрушить на него каскад финтов, чтобы тот завертелся вокруг своей оси и, окончательно запутавшись в своих ногах, рухнул, обессиленный — это удовольствие, а для зрителей — аттракцион.
   Порой казалось, что для Гарринчи важен не результат, а лишь процесс. Шла последняя минута матча с участием «Ботафого», которому очень нужна была победа. Но счет все еще оставался ничейным. Мяч попадает к Гарринче. Он несется к воротам, обыгрывает всех встретившихся на своем пути игроков и остается с глазу на глаз с вратарем. Но что это? Вместо того чтобы забивать, он выходит с мячом из штрафной площади, собирает вокруг себя всех защитников, запросто с ними расправляется и... опять щадит вратаря. Наконец, повторив процедуру в третий раз, он все же забивает гол, пустив мяч между ног вратаря всего за несколько мгновений до заключительного свистка судьи. В раздевалке на вопрос тренера, находившегося в предынфарктном состоянии: «Почему ты не забил сразу?» Гарринча невозмутимо ответил: «Я ждал, когда он ноги раздвинет». Пижон! В среде футболистов считается особым шиком провести мяч между ног защитника и особенно вратаря.
   Народ прощал Гарринче подобные «художества». Более того — боготворил за них. И не только за них. Во время матча «Ботафаго» с «Флуминенсе» защитник после трюка Гарринчи, потеряв равновесие, упал и подвернул ногу. Путь к воротам открыт. Но Гарринча и на сей раз не стал забивать. Видя, что соперник травмирован, он выбил мяч в аут.
   Благородство проявлял он не только на поле. Вообще это был необычайно отзывчивый, добрый и беспечный человек. Один из лучших игроков шведского чемпионата и, безусловно, лучший футболист чилийского, Гарринча был в это время очень популярен. Деньги лились рекой. Он мог стать богатым человеком, обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь, заняться бизнесом, как это сделал, например, Пеле. Ничего подобного. Он успевал тратить быстрее, чем получал. Прожигал деньги в ресторанах, помогал нуждающимся и просто отдавал тем, кто просил. И конечно же, безвозвратно. Конец всеобщего кумира был печален. Родился в нищете и ушел из жизни нищим.

 

 << назад       вперед >>


 

Hosted by uCoz